Приветствую Вас, Новичок
Главная » Статьи » Работы учителей

«ПРЕОДОЛЕНИЕ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО КРУГА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Николаева Е.Н., 1966 год рождения, педагогический стаж 19 лет, в данной школе - 19 лет, учитель химии и биологии первой квалификационной категории, заместитель директора 1 квалификационной категории.
Основной целью педагогической деятельности Николаевой Е.Н. является создание условий для интеллектуальной и творческой самореализации личности учащихся. Работа этого педагога отличается неординарным творческим подходом, системностью, высокой самоотдачей учителя. Тема методической работы Елены Николаевны «Преодоление герменевтического круга как средство повышения эффективности образовательного процесса» позволяет решать ряд задач: развивать умения учащихся проектировать деятельность процесса познания, самостоятельно организовывать эту деятельность, выбирая соответствующие методы, целенаправленно подходить к изучению нового, видеть практическую значимость материала, предполагать результат, осуществлять самоконтроль над степенью усвоенности материала. Для решения этих задач учителем разработаны «Схемы – путеводители» для курса «Химия» с 8 по 11 классы по программе Габриеляна О.С., для курса «Природоведение». Учитель активно овладевает информационными технологиями, создавая свою медиотеку.
Герменевтический круг — одно из основных понятий философии герменевтики. Понятие введено Шлейермахером. Герменевтический круг — это принцип понимания текста, основанный на диалектике части и целого: понимание целого складывается из понимания отдельных его частей, а для понимания частей необходимо предварительное понимание целого.
Анализируя учебную деятельность, я пришла к выводу, что при изучении нового материала (самостоятельно по учебнику или с помощью рассказа учителя), учащиеся попадают в ситуацию герменевтического круга, т.е. такую ситуацию, когда человек пытается понять, осмыслить новую информацию. Он не знает о чем пойдет речь, поэтому не может знать, как каждая услышанная или прочитанная фраза служит раскрытию основной мысли, каково её значение по замыслу учителя или автора учебника. Не зная целого, нельзя полностью понять его часть, но, с другой стороны, нельзя понять и целое, не зная, из каких частей оно состоит.
Учитель имеет по своему предмету особым образом организованную и структурированную систему знаний, где каждая тема (и каждый фрагмент внутри большой темы) занимает определённое место и имеет определенное значение, где каждое знание связано со многими другими знаниями разных видов. Новая тема, которую учитель излагает в классе, в его сознании уже включена в эту структуру. У ученика же в этом случае есть структура ранее полученных знаний, порция только что полученной информации и понимание того, что этот материал должен быть включён в структуру предмета и связан с теми фрагментами темы, которые будут изучены позже.
Изучение учащимся нового предмета (темы или отдельного урока) можно сравнить с разглядыванием большой картины в замочную скважину - вижу только фрагмент, но не вижу всей картины – а потому не понимаю. Эта проблема и определила направление моей педагогической деятельности, целью которой стало создание условий для преодоления герменевтического круга учащимися для повышения эффективности образовательного процесса.
Для преодоления герменевтического круга я первоначально ставила перед учащимися задачу, знакомила с перспективой урока, выписывала перечень новых понятий. После знакомства со статьёй Ткаченко Л.Ю.- учителя математики – в журнале «Завуч» №2, 2002г, я, по аналогии, составила «Схемы – путеводители» по химии и биологии (См. приложение), которые помогают ориентироваться учащимся при изучении нового материала не только на конкретном уроке, но и всей темы или даже курса. Не стремлюсь «изобретать велосипед». Для «путеводителей» широко использую схемы, таблицы других авторов, словом все, что может помочь сориентироваться в новом материале, а значит, облегчить понимание и усвоение материала. Перед началом изучения новой темы учащиеся получают «Схему – путеводитель» (её учащиеся вкладывают в тетрадь), в которой отображена структура темы, взаимосвязь её компонентов. По нему учащиеся сами могут спрогнозировать порядок изучения нового материала.

Условно схемы можно разделить на 3 уровня:
1. Курсовые (или предметные) – относятся ко всему курсу (или подтверждающие общие законы природы). Эти связаны с такими понятиями как «Вещество», «Химия», «Организм», «Превращения», «Система» и т.д.

2. Тематические – охватывают сквозные темы, блоки. Например: классификация веществ (живых организмов), классификация реакций, кинетика реакций, гидросфера, Вселенная, рельефообразование и т.д.

3. Поурочные – связаны со знаниями о конкретном классе веществ: строение, свойства, применение и т.д. В биологии характеристика классов животных или растений и т.д. (Эти «Блоки – путеводители учащиеся составляют сами, устанавливают причинно-следственные связи, в дальнейшем они проговариваются устно и служат планом изучения веществ).

Работа учащихся со «схемами-путеводителями»
• Умение составлять самостоятельно «схемы -путеводители» на основе причинно – следственных Умение читать «схему – путеводитель»
• связей
• Составление опорных конспектов на основе «схем – путеводителей»
• Выделение цветом изученных компонентов темы
РОЛЬ «СХЕМ – ПУТЕВОДИТЕЛЕЙ»
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.
Этап обучения Роль «схемы-путеводителя»
Изучение нового материала 1. Преодоление герменевтического круга
2. План изучения темы
3. Установление причинно-следственных связей, структурирование материала способствует усвоению материала

Закрепление материала 1. План ответа, шпаргалка
Рефлексия 1. На схеме учащиеся показывают степень усвоенности материала
2. Схема, наполненная кратким содержанием, становится опорным конспектом.
Выполнение домашнего задания 1. Облегчает процесс запоминания, т.к. материал изложен в виде схемы на одном листе (зрительная память)

Анализируя работу по преодолению герменевтического круга учащимися, я пришла к выводу, что в процессе такого рода деятельности мы добиваемся следующего:
 Учащиеся видят, что деятельность учителя спланирована, и они учатся планировать её сами
 Школьники вкратце знакомятся со структурой новой темы, её компонентами - преодолевают герменевтический круг (видят картину в целом перед тем, как, рассмотреть детально), тем самым, повышая эффективность образовательного процесса.
 Учащиеся представляют количество новых терминов, которые им предстоит изучить (их в науках «химия» и «биология» даже за школьный курс огромно), поэтому могут мобилизовать силы на их усвоение. Этому помогает и ведение школьниками словариков по химическим терминам.
 Ученики видят взаимосвязь компонентов темы, на основе которой строится последовательность изучения темы, выбор методов изучении, т.е. знакомятся с принципами организации познавательной деятельности.
 Учащиеся получают установку на схематизацию. Так как видят преимущества схемы: в сжатой форме (на одном листе бумаги) изложена вся структура большой темы, показана взаимосвязь блоков
 Учащиеся приобретают опыт чтения схем
 Если учащийся пропустил урок из темы, ему легче сориентироваться и восполнить пробел в знаниях.

Категория: Работы учителей | Добавил: berezamas (19.09.2009)
Просмотров: 1371 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: